Competitiveness of the Russian educational system within the EAEU
Table of contents
Share
Metrics
Competitiveness of the Russian educational system within the EAEU
Annotation
PII
S258770110011479-8-1
DOI
10.18254/S258770110011479-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Viktor Denisenko 
Occupation: Master's student at the Faculty of Political Science
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Moscow, 119049, Maronovskiy str., 26
Edition
Abstract

The article examines the system of export of education in the Russian Federation as a tool for achieving leadership in an integration association in the humanitarian aspect. The object of the research is the integrational space of the Eurasian Economic Union. The subject of the research is the Russian educational system and the foreign educational policy of the Russian Federation, aimed at partners in the integration association. The aim of the study is to assess the competitiveness of Russian education within the Eurasian Economic Union on the basis of the above data. The objectives of the study are to highlight the advantages and disadvantages of the Russian educational system, identify the needs and opportunities of partners in the Eurasian economic integration in the educational sphere, identify the features of the educational services market in the Eurasian region, assess the competitiveness of Russian education based on the above data. The methodological basis of the research includes a systemic method, a historical method, an institutional approach, content analysis, analysis of statistical materials and official documents. As a hypothesis, it is assumed that Russian education has a high level of competitiveness within the EAEU market and has the potential to increase its share, which, nevertheless, can be restrained by a number of systemic problems of current regional processes of integration.

Keywords
Eurasian Economic Union, Eurasian integration, export of education, Russian educational system, political analysis
Received
24.06.2020
Date of publication
02.10.2020
Number of characters
23362
Number of purchasers
1
Views
38
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Евразийский экономический союз является региональной межгосударственной экономической организацией, то есть объединением двух и более стран на основе договора о создании совместного хозяйственного комплекса для получения взаимной выгоды1. Основополагающий документ провозглашает целями объединения: «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, всестороннюю модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики2».
1. Хейвец В.Л., Оводенко А.А. Международная интеграция. // СПбГУАП. СПб., 2003. С. 4.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: >>>> (дата обращения: 13.06.2020).
2 Развитие торгово-экономических отношений в рамках экономической интеграции продолжается до полной интернационализации национальных экономик. Для завершения подобного процесса необходима соответствующая универсализация системы подготовки кадров, обеспечивающая экономику объединения необходимым количеством специалистов соответствующего уровня.
3 Тем не менее, образование не является частью хозяйственного комплекса и может расцениваться участниками объединения как элемент мягкой силы одного из бенефициаров данного процесса, то есть элементом политической интеграции, против которой выступают Беларусь и Казахстан. Так в своей статье от 2011 года «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего» инициатор евразийской интеграции Н. А. Назарбаев заявил, что Союз будет построен на основе принципа неприкосновенности национального суверенитета, и даже создание наднациональных органов «не предполагает передачу политического суверенитета3».
3. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего. // Известия, 2011.
4 В данных условиях Российская Федерация, которая на текущем этапе построения региональной интеграции в рамках платформы Евразийского экономического союза является лидером объединения по экономическим показателям, очевидно, считает необходимым шагом также стать научно-образовательным центром интеграции или главным экспортером образовательных услуг. Это косвенно подтверждает действующая Концепция внешней политики Российской Федерации, в частности согласно ст. 1 «усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире… российского образования и науки…», а в п. 51 ст. 4 сказано, что «Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции…в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления…»4.
4. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
5 Экспорт образования следует определить как совокупность мер, направленную на реализацию образовательных услуг за рубежом, либо для иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны-экспортера. Ее целями является подготовка высококвалифицированных кадров в нуждах собственной экономической и научно-технической сферы системы общества, либо страны-заказчика услуг, а также получение прибыли, развитие экономических и социокультурных связей.
6 В качестве эффективной меры воздействия на внешний мир, равно как и для подготовки кадров в нуждах стран СЭВ и прочих государств, обучение по программам высшего образования реализовывал СССР. По состоянию на 1990/1991-й учебный год численность иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР составляла 126,5 тысяч человек, что было эквивалентно, по данным института статистики Юнеско, 10,8% от общемирового контингента иностранных студентов5 и позволяло Советскому Союзу занимать третье место в мире по данному показателю.
5. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2019. С. 22.
7 По состоянию на 2018/2019-й учебный год в высших учебных заведениях Российской Федерации по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучалось 278 тысяч иностранных студентов, из них 200,9 тысяч – обучающиеся из стран СНГ и Балтии6. На страны ЕАЭС (Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) приходится 43,6% от общего количества обучающихся из постсоветских стран, а вместе с государством-наблюдателем Молдавией и Узбекистаном, не так давно одобрившим возможность получения данного статуса7, доля обучающихся из пространства Евразийского экономического союза составляет 59,5%8 от количества студентов из постсоветских стран, 43% от общего числа иностранных обучающихся или 119,5 тысячи человек.
6. Индикаторы образования 2020: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 186.

7. Сенаторы одобрили участие Узбекистана в ЕАЭС в качестве наблюдателя. // Kun.uz, 2020.

8. Индикаторы образования 2020: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 187.
8 Исходя из данной статистики, на страны дальнего зарубежья приходится лишь 77,1 тысяч обучающихся, что на 35,5% меньше совокупной доли ЕАЭС и стран-наблюдателей. Кроме того, крупнейшими потребителями российских образовательных услуг из стран дальнего зарубежья являются Китайская Народная Республика и Республика Индия. В 2008/2009-ом учебном году суммарное количество обучающихся из этих стран в российских высших учебных заведениях составляло 22,2 тысячи человек, что примерно равно количеству студентов из нынешних стран ЕАЭС и стран-наблюдателей Союза, которое составляло 25,7 тысяч человек9. К 2018/2019-му учебному году совокупный рост количества обучающихся из КНР и Индии составил 47,5% - до 42,3 тысяч человек10, тогда как доля участников евразийской экономической интеграции выросла на 78,5%.
9. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2019. С. 39.

10. Там же. С. 43.
9 Исходя из указанных данных, следует сделать важный промежуточный вывод. Сравнение динамики роста КНР и Индии со странами-участницами евразийского экономического интеграционного процесса по количеству обучающихся в российских высших учебных заведениях говорит о нацеленности российских образовательных услуг именно на рынок ЕАЭС. В подтверждение данного суждения говорит не только указанная ранее выжимка из Концепции внешней политики Российской Федерации от 2016 года, согласно которой Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции со странами Евразийского экономического союза, но и ряд особенностей и специфик российского образования.
10 Российские образовательные услуги в основном не соответствуют общемировым тенденциям. Международным языком науки является английский. В 2013 году в мире насчитывалось 7,8 миллиона учёных, для 25% из которых родным языком является английский, а русский — только для 6% от общего числа11. Кроме того, одним из показателей эффективности функционирования научной или образовательной организации является количество публикаций в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus. В 2017 году в индексируемых Scopus источниках вышло 83,3 тысячи работ российских ученых, а в изданиях из списка Web of Science – свыше 69 тысяч публикаций12. При этом в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science не на английском языке выходит в среднем лишь 17,6% материалов, либо 6,9%, если не учитывать гуманитарные науки13. В то же время в МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и университетах проекта «5 – 100» обучение на английском языке возможно лишь по 2% основных образовательных программ бакалавриата и 16% программ магистратуры14. Такую ориентацию на русскоговорящую аудиторию, а именно в странах СНГ и Балтии число изучающих русский язык в рамках среднего и среднего специального образования составляет 7,46 миллиона человек15, российские власти и высшие учебные заведения компенсируют программами поддержки русскоязычных иностранных обучающихся, поступающих на основные образовательные программы.
11. Unesco Science Report. // Unesco, 2016. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235406e.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

12. Российская наука в Scopus и WoS: количество или качество. // Indicator.Ru, 2019. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).

13. Liu W. The changing role of non-English papers in scholarly communication: Evidence from Web of Science’s three journal citation indexes. // Learned Publishing, 2017. — № 30 (2). P. 119. URL: https://doi.org/10.1002/leap.1089 (дата обращения: 15.06.2020).

14. Образование на английском языке в России. // Begin Group, 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).

15. Число изучающих русский язык в мире упало в 2 раза со времен распада СССР. // РБК, 2019.URL: >>>> обращения: 15.06.2020).
11 Начнем с того, что средняя стоимость обучения по программам бакалавриата в российских университетах, входящих в рейтинг QS World University Rankings, в среднем составляет 300 тысяч рублей в год16, а в университетах, не попадающих в рейтинг ведущих, 170 – 200 тысяч рублей в год. В то же самое время, средний уровень заработной платы в странах евразийского интеграционного процесса составляет 30,3 тысячи рублей в месяц, или примерно 365 тысяч рублей в год17. Очевидно, что далеко не все жители данных государств смогут оплачивать образование в Российской Федерации. Более 85% квот Правительства России на обучение иностранных граждан приходится на страны бывшего СССР, Азии и Африки, но их выделяется всего 15 тысяч в год, что несопоставимо с совокупным количеством обучающихся из интересующих нас стран18.
16. Фрайс В. Э. Уровень стоимости образовательных услуг в конкурентной среде вузов. // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. – Екатеринбург, 2018. С. 515.

17. Мониторинг показателей качества жизни населения в странах Содружества Независимых Государств. Межгосударственный статистический комитет СНГ. – М., 2017. С. 10.

18. В Россотрудничестве заявили о недостаточном количестве квот для иностранных студентов. // Парламентская газета, 2019. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
12 Дело в том, что на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, могут претендовать:
  • в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе: граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии19;
  • в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области образования: граждане Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины20;
  • лица, обладающие статусом соотечественника за рубежом в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»21.
19. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).

20. Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.). // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).

21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
13 Кроме того, 2 февраля 2020 года Президент России В. В. Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка трудоустройства22. Согласно внесенным изменениям иностранные граждане, обучающиеся на очном отделении российских профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, смогут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения установленных законодательством разрешений.
22. Иностранные студенты смогут работать в России без спецразрешения. // РИА Новости, 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
14 Таким образом вышеизложенные доводы подтверждают промежуточный вывод, согласно которому основной целевой аудиторией экспорта российских образовательных услуг являются граждане ближнего зарубежья, в частности новых независимых государств. Однако наибольшие меры поддержки осуществляются именно в отношении обучающихся из стран Евразийского экономического союза и ассоциированных с ним государств-наблюдателей.
15 Описанный ранее высокий спрос на российские образовательные услуги среди граждан ЕАЭС и государств-наблюдателей Союза связан не только с мерами поддержки иностранных обучающихся со стороны государства в Российской Федерации. Существует ряд особенностей, которые выгодно выделяют именно образование в России на фоне остальных предложений в глазах потенциального потребителя.
16 Согласно рейтингу национальных систем высшего образования «U21 Ranking of National Higher Education Systems», Россия – единственная страна евразийского интеграционного процесса, чья система высшего образования входит в топ-50 мировых (35 место на 2020 год)23. В основе исследования лежит методология Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна, по которой итоговый индекс системе высшего образования той или иной страны присваивается на основании оценки по 24 показателям, условно разделенным на 4 группы: инвестициям в высшую ступень образования со стороны частного и государственного секторов экономики, результатам деятельности учебных заведений (например, наукометрическим показателям и уровню трудоустройства выпускников), показателям международного сотрудничества и особенностям государственной политики в сфере образования.
23. U21 Ranking of National Higher Education Systems 2020. // Universitas 21, 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
17 Похожая картина наблюдается и в QS World University Rankings, в котором оценка, присваиваемая высшему учебному заведению, зависит от шести критериев: академической репутации, репутации среди работодателей, соотношения профессорско-преподавательского состава к числу студентов, индекса цитируемости научных публикаций, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей. По состоянию на 2020/2021 учебный год в 1000 ведущих университетов мира вошли 28 российских высших учебных заведений, из которых 17 входят в топ-50024. Наивысшую оценку получил МГУ им. М. В. Ломоносова, который расположился на 74-й строчке рейтинга.
24. QS World University Rankings 2020. // QS Top universities, 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
18 Из стран ЕАЭС и государств-наблюдателей помимо российских высших учебных заведений в рейтинг вошли 9 университетов Республики Казахстан и 2 университета Республики Беларусь, из них в топ-500 входят 3 университета Казахстана и 1 университет Беларуси25. К примеру, только в сотню лучших данного рейтинга входит 11 университетов Гонконга и Китайской Народной Республики, а в рейтинге «U21 Ranking of National Higher Education Systems» их образовательные системы занимают 14 и 26 позиции соответственно26.
25. Там же.

26. U21 Ranking of National Higher Education Systems 2020. // Universitas 21, 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
19 При сопоставимой стоимости обучения с российскими университетами, для получения образования в китайских высших учебных заведениях необходимо знание китайского языка на уровне HSK4 или английского языков на уровне не менее В1. По данным исследования EF EPI за 2019 год, проводимого международной образовательной компанией Education First, Беларуси и России был присвоен индекс 52, что означает, что средний уровень владения английским языком среди респондентов соответствовал уровню В1 Общеевропейских компетенций владения иностранным языком. Казахстану и Узбекистану был присвоен индекс 43, а Кыргызстану – 41, что соответствует уровню А2 Общеевропейских компетенций владения иностранным языком27.
27. EF English Proficiency Index. // Education First, 2019. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
20 В то же время, согласно результатам исследования фонда «Наследие Евразии» за ноябрь 2007 года, свободно владеют русским языком: в Беларуси – 96% респондентов, в Казахстане – 84%, в Молдове – 70%, в Кыргызстане – 56%, в Армении – 52%28. В Узбекистане исследование не проводилось, тем не менее русский язык на территории страны имел статус языка межнационального общения до 1995 года29.
28. Русский язык в новых независимых государствах. // Евразийский монитор, 2007. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).

29. Закон Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан». // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
21 Таким образом, нацеленность экспорта российского образования на страны ЕАЭС оправдана соотношением стоимости обучения к его качеству на основании данных международных рейтинговых систем, а также обусловлена высоким уровнем владения русским языком в странах постсоветского региона в сравнении со средним уровнем владения английским. Кроме того, социальные связи, сложившиеся за более чем 100 лет совместного проживания у граждан постсоветских государств, способствуют сохранению взаимосвязей в научно-образовательной среде, в духовной сфере, в сфере исторической памяти, основным мифом которой была и остается память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а современный процесс региональной экономической интеграции вновь актуализирует роль России как экономического, культурного и научно-образовательного центра региона.
22 Используя матрицу SWOT-анализа, мы проведем качественный анализ конкурентоспособности сложившейся модели российского образования в рамках рынка Евразийского экономического союза. Данный метод выявления факторов внутренней и внешней среды организации появился в 60-х годах XX века, и применялся в качестве составляющей методов стратегического планирования30. Аббревиатура SWOT состоят из первых букв названий, составляющих среды функционирования любой организации: сильные стороны, преимущества (от S – Strengths); слабые стороны, недостатки (от W – Weaknesses); возможности (от O – Opportunities); угрозы (от T – Threats). Составим таблицу на основании вышеизложенного фактологического материала:
30. Батырканова Ж.К. Евразийский экономический союз: тенденции и перспективы развития. // Россия: тенденции и перспективы развития, 2017, № 12-1. С. 212.
23 Таблица 1 SWOT-анализ конкурентоспособности российского образования в рамках рынка ЕАЭС
24
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
  • преподавание на распространенном языке межнационального общения;
  • развитая система мер поддержки иностранных обучающихся из стран ЕАЭС;
  • возможность трудоустройства во время обучения без оформления разрешительных документов;
  • сравнительная престижность высших учебных заведений;
  • исторически сложившиеся экономические и культурные связи стран.
  • преподавание в основном на государственном языке;
  • слабость позиций в международных рейтингах в сравнении с США, странами Западной Европы и Юго-Восточной Азии;
  • дороговизна контрактного обучения для среднестатистического жителя стран ЕАЭС.
Возможности (O) Угрозы (T)
  • расширение мер поддержки иностранных обучающихся из стран ЕАЭС;
  • создание единого рынка образовательных услуг в рамках ЕАЭС;
  • повышение позиций российской системы образования и российских учебных заведений в международных рейтингах.
  • кризис гуманитарных связей;
  • отход от русского языка как языка межнационального общения;
  • отказ ряда участников ЕАЭС от создания единой системы образования;
  • политизация образования.
25 Как показывает проведенный анализ, выявленные сильные стороны превалируют над выявленными слабыми сторонами, однако негативные факторы являются системными проблемами, зависящими не только Российской Федерации и ее приверженности евразийской экономической интеграции. Тем не менее, Россия является важнейшим экспортером образовательных услуг для стран Евразийского экономического союза, что позволит при внедрении ряда системных мер по внедрению преподавания на языках международного общения и усилению мер государственной поддержки, не только сохранить текущий уровень конкурентоспособности в рамках рынка ЕАЭС, но и значительно увеличить объем иностранных обучающихся из стран объединения.

References

1. Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (Astana, 29 maya 2014 g.). // Informacionno-pravovoj portal «Garant». URL: https://base.garant.ru/70670880 (data obrashcheniya: 13.06.2020).

2. Zakon Respubliki Uzbekistan «O gosudarstvennom yazyke Respubliki Uzbekistan». Nacional'naya baza dannyh zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.lex.uz/acts/108915 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

3. Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti obrazovaniya (Tashkent, 15 maya 1992 g.). Informacionno-pravovoj portal «Garant» [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/1118416 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

4. Ukaz Prezidenta RF ot 30 noyabrya 2016 g. № 640 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii». Informacionno-pravovoj portal «Garant». [Elektronnyj resurs] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ. Informacionno-pravovoj portal «Garant». [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/77687593 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

6. Hejvec V.L., Ovodenko A.A. Mezhdunarodnaya integraciya // SPbGUAP. SPb., 2003. 68 s.

7. Batyrkanova ZH.K. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz: tendencii i perspektivy razvitiya // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya, 2017, № 12-1. S. 210-213.

8. Nazarbaev N.A. Evrazijskij Soyuz: ot idei k istorii budushchego. [Elektronnyj resurs] URL: https://iz.ru/news/504908 (data obrashcheniya: 14.06.2020).

9. Frajs V.E. Uroven' stoimosti obrazovatel'nyh uslug v konkurentnoj srede vuzov / Rossijskie regiony v fokuse peremen. Sbornik dokladov so special'nyh meropriyatij XII Mezhdunarodnoj konferencii. – Ekaterinburg, 2018. S. 512-519.

10. Indikatory obrazovaniya 2020: statisticheskij sbornik / N. V. Bondarenko, D. R. Borodina, L. M. Gohberg i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». – M.: NIU VSHE, 2020. 494 s.

11. Monitoring pokazatelej kachestva zhizni naseleniya v stranah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG. – M., 2017. 68 s.

12. Russkij yazyk v novyh nezavisimyh gosudarstvah. Evrazijskij monitor, 2007. [Elektronnyj resurs] URL: https://eurasiamonitor.org/issliedovaniia_tablitsa (data obrashcheniya: 15.06.2020).

13. Eksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug: Statisticheskij sbornik. Vypusk 9 / Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. – M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2019. 536 s.

14. V Rossotrudnichestve zayavili o nedostatochnom kolichestve kvot dlya inostrannyh studentov // Parlamentskaya gazeta, 2019. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossotrudnichestve-zayavili-o-nedostatochnom-kolichestve-kvot-dlya-inostrannykh-studentov.html (data obrashcheniya: 15.06.2020).

15. Inostrannye studenty smogut rabotat' v Rossii bez specrazresheniya // RIA Novosti. [Elektronnyj resurs] URL: https://ria.ru/20200206/1564364439.html (data obrashcheniya: 15.06.2020).

16. Obrazovanie na anglijskom yazyke v Rossii. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.begin.ru/novosti-i-stati/obrazovanie-na-anglijskom-yazyike-v-rossii (data obrashcheniya: 15.06.2020).

17. Rossijskaya nauka v Scopus i WoS: kolichestvo ili kachestvo. [Elektronnyj resurs] URL: https://indicator.ru/engineering-science/rossijskaya-nauka-v-scopus-i-wos-kolichestvo-ili-kachestvo.htm (data obrashcheniya: 15.06.2020).

18. Senatory odobrili uchastie Uzbekistana v EAES v kachestve nablyudatelya. [Elektronnyj resurs] URL: https://kun.uz/ru/news/2020/05/11/senatory-odobrili-uchastiye-uzbekistana-v-yeaes-v-kachestve-nablyudatelya (data obrashcheniya: 15.06.2020).

19. CHislo izuchayushchih russkij yazyk v mire upalo v 2 raza so vremen raspada SSSR. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.rbc.ru/society/28/11/2019/5ddd18099a79473d0d9b0ab1 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

20. Liu W. The changing role of non-English papers in scholarly communication: Evidence from Web of Science’s three journal citation indexes. Learned Publishing, 2017. — № 30 (2). [Elektronnyj resurs] URL: https://doi.org/10.1002/leap.1089 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

21. EF English Proficiency Index // Education First, 2019. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.ef.ru/__/~/media/centralefcom/epi/downloads/full-reports/v9/ef-epi-2019-russian.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020).

22. QS World University Rankings 2020. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

23. U21 Ranking of National Higher Education Systems 2020. [Elektronnyj resurs] URL: https://universitas21.com/what-we-do/u21-rankings/u21-ranking-national-higher-education-systems-2020 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

24. Unesco Science Report. [Elektronnyj resurs] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235406e.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020).