Institutes of territorial administration of Ukraine: decentralization reform problem
Table of contents
Share
Metrics
Institutes of territorial administration of Ukraine: decentralization reform problem
Annotation
PII
S258770110011316-9-1
DOI
10.18254/S258770110011316-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexander Prikhodko 
Occupation: Master's Student of Faculty of Political Sciences
Affiliation: State Academic University of Humanities (GAUGN)
Address: Moscow, 119049, Maronovsky lane, 26
Edition
Abstract

The article examines the progress in the implementation of the reform of decentralization of power in Ukraine since 2014. The legislative basis and attempts to amend the Constitution of Ukraine under the presidents Pyoptr Poroshenko and Vladimir Zelensky are considered. The author gives an assessment of the current legal and political conflicts that arose during the implementation of the reform, as well as considers further changes. The author sets himself the task of assessing the course and consequences of the implementation of the Ukrainian decentralization reform. describe the implementation process and the context of the ongoing reform, as well as assess its significance for the prospects of Ukrainian statehood.

Keywords
Ukraine, decentralization, administrative-territorial administration, regional policy, administrative division, legislative reforms
Received
07.07.2020
Date of publication
02.10.2020
Number of characters
24543
Number of purchasers
1
Views
66
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 После государственного переворота 2013-2014 гг. и смены власти, новое руководство Украины начало реализацию проекта «Децентрализация», формальный смысл которого заключается в перераспределении властных полномочий между центром и местным самоуправлением. «Сегодня облгосадминистрации берут на себя все исполнительные функции. Фактически это монопольная власть государства на территориях. Глав администраций назначают, и община повлиять на их решение не может», – так анонсировал реформу тогдашний вице-премьер Украины по территориальному развитию В. Гройсман, отметив, что власть «хочет, чтобы исполнительную власть на территориях, в областях, в районах формировали за счет избирательного процесса»1. С этого момента и началась длительная борьба за «новое» перераспределение контроля в регионах страны.
1. Кабмин одобрил Концепцию децентрализации власти в Украине // Информационно-аналитический журнал «Корреспондент.net». [Электронный ресурс]. URL: >>>>
2 Официальное начало реализации связано с принятием Концепции реформы децентрализации. В разработке этого документа, а также сопровождении реформы, прияли участие такие внешние организации, как швейцарско-украинский проект «Підтримка децентралізації в Україні» DESPO ($9,3 млн), европейская программа поддержки реформ U-Lead (ее эксперты занимаются разработкой земельных вопросов в Украине – $110 млн), программа Агентства США по международному развитию USAID ($50 млн), программа Министерство международных дел Канады PLEDDG ($19,5 млн), программа «Поддержка децентрализации в Украине – Фаза 2» SKL ($4,4 млн), Швицкий проект «Гендерное бюджетирование в Украине» GRB ($7,5 млн). Всего Украине в рамках международных программ выделено $200 млн помощи2. Аналитическое сопровождение децентрализации обеспечивают международные и украинские институты, например Центр политико-правовых реформ ( ЦППР ) в сотрудничестве с Фондом «Возрождение», Европейской Комиссией, Брюссельским институтом Открытого общества, Фондом содействия демократии Посольства США в Украине и др.3.
2. Международная донорская помощь реформе децентрализации в Украине // Официальный сайт реформы децентрализации в Украине. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

3. Донорские организации Центра политико-правовых реформ Украины // Центр политико-правовых реформ Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
3 Разработанная Концепция законодательных изменений по делегированию полномочий, привнесла ряд серьезных новшеств для административно-территориального устройства страны. В рамках реформы сегодня идет формирование так называемых объединённых территориальная общин (ОТО) – новых базовых субъектов административно-территориального деления страны. ОТО – это объединение нескольких сёл, посёлков или городов, которые создают единый представительный орган – совет ОТО, который осуществляет территориальное нормативное и исполнительное управление. До 2014 г. в стране существовало 12 тыс. территориальных общин (не путать с ОТО; территориальная община – это сообщество жителей поселения, села, города, которые самостоятельно решает вопросы местного значения), которые в ходе реформы должны быть сокращены и сгруппированы в ОТО. До конца 2020 г. в Украине должно быть сформировано 1470 ОТО. ОТО, в свою очередь должны быть сгруппированы в районы. Всего в Украине запланировано сформировать 129 районов (на данный момент их 490). Согласно проекту, деятельность районов должна курироваться Офисом префекта, который заменит институт действующих областные государственные администрации (ОГА) и станет посредником районов с центральной властью. Смысл изменений заключается в том, чтобы наделить первичные ячейки – ОТО – финансовой и административной автономией по управлению своей территорией. «В течение 29 лет местное самоуправление осуществляет свои полномочия только в пределах населенных пунктов, а отсюда – запущенные проблемы. Обеспечение повсеместной юрисдикции органов местного самоуправления решит многие проблемы»4, – заявил замминистра общин и территорий Украины В. Негода на внеочередном заседании Кабмина 12 июня 2020 г.
4. «Обеспечит повсеместность местного самоуправления». Кабмин Украины определил админцентры территориальных общин и их территории // Информационно-аналитическое издание «Гордон.com». [Электронный ресурс]. URL: >>>>
4 Правительство Украины заложило в реформу задачи по решению следующих проблем5: нехватки ресурсов на местах; сложной демографической ситуации; несогласованности местной политики относительно социально-экономического развития на местах; неразвитости прямого народовластия; снижения профессионализма служащих местного уровня самоуправления (в результате низкой конкурентоспособности органов местного самоуправления на местах); корпоративизации органов местного самоуправления; чрезмерной централизации полномочий органов исполнительной власти и ресурсов; отстранённости местного самоуправления от решения вопросов земельных отношений;
5. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 01.04.2014 №333-р «Об утверждении Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти». [Электронный ресурс]. URL: >>>>
5 Пути реализации реформы:
6
  1. Определение территорий деятельности местных органов власти – границ ОТО.
  2. Создание независимых материальных, финансовых и организационных условий деятельности местных органов власти.
  3. Разграничение полномочий местного самоуправления и исполнительной власти на разных уровнях административно-территориального управления.
  4. Внедрение механизма госконтроля за деятельностью органов местного самоуправления.
  5. Усовершенствование механизма координации деятельности местных органов власти.
7 Ход реализации реформы:
8 1 этап:
  1. Изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины – приняты;
  2. Закон о сотрудничестве территориальных общин6 – принят;
  3. Закон о добровольном объединении территориальных общин7 – принят;
  4. Закон о расширении полномочий органов местного самоуправления и оптимизации предоставления услуг8 – принят;
2 этап:
  1. Проект закона «Об основах административно-территориального устройства Украины»9 – не принят. Отозван в апреле 2020 г.;
  2. Изменение закона «О регулировании градостроительной деятельности»10 – приняты;
  3. Приятие закона «О местном референдуме»11 – в разработке;
  4. Обновление законов о местных выборах, местном самоуправлении, местных госадминистрациях.
6. Закон Украины №1508-VII «О сотрудничестве территориальных общин» от 17.06.2014 / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

7. Закон Украины №157-VIII «О добровольном объединении территориальных общин» от 05.02.2015 / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

8. Закон Украины №888-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно полномочий местного самоуправления и оптимизации предоставления административных услуг» от 10.12.2015 / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL >>>>

9. Проект закона Украины «Об основах административно-территориального деления Украины» от 24.01.2020 г. Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

10. Закон Украины №3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011. Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

11. Проект закона Украины №1221 «О местном референдуме» от 02.09.2019. Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
9 Отдельно обратим внимание на самую важную часть реформы – проекты изменения Конституции. За весь период послемайданной Украины было осуществлено две попытки внесения поправок в основной закон (в рамках реформы децентрализации):
10 Первая попытка. В 2015 г. поданный президентом П. Порошенко проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти»12, был предварительно принят13 большинством в ВРУ. По результатам голосования за законопроект проголосовало 265 депутатов (225 – минимум). Всего голосовало 368 из 450 депутатов.
12. Проект Постановления ВРУ №656-VIII «О предварительном утверждении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины» от 27.08.2015 / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

13. Результаты голосования от 31.08.2015 по Проекту Постановления ВРУ №656-VIII «О предварительном утверждении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины» от 27.08.2015 / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
11 Голосовали «ЗА»: партии «БПП» (партия П. Порошенко), партия «Народный фронт» (премьер-министра А. Яценюка), партия «Оппозиционный блок» (Ю. Бойко), партия «Воля народа», «Возрождение» и внефракционные.
12 Голосовали «ПРОТИВ»: Объединение «Самопомощь» (западноукраинское объединение), партия «Радикальная партия Олега Ляшка», партия «Батькивщина» (Ю. Тимошенко).
13 Парадоксально, но проект предполагал усиление президентской вертикали власти через прямое подчинение новационного института префектов, курирующих изменённую систему административно-территориального устройства. В частности, существующую модель деление на районы, поселки и села, районы в городах, города, области предполагалось заменить на общины, районы, регионы. Префекты должны были заменить глав существующих областных государственных администраций – ОГА (которые со временем предполагалось упразднить).
14 Проект Порошенко, кроме перераспределения полномочий, был также тесно связан с рядом внутриполитических спекуляций относительно обязательств Украины по выполнению «Минских соглашений», по причине (формальной) которых дальнейшее принятие этого законопроекта стало невозможным14 (в день голосования под ВРУ начались массовые столкновения с националистами, в ходе которых под зданием парламента были взорваны несколько грант. Пострадал 141 человек, из них 131 – сотрудник МВД26). Проект не был окончательно утвержден на голосовании в Верховной Раде Украины (ВРУ), оставшись рабочим документов в комитетах парламента, пока не был отозван Офисом Президента В. Зеленского в 2019 г.
14. Пояснительная записка к проекту постановления ВРУ «Про дальнейшую работу над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) от 22.01.2016. / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
15 Вторая попытка. В 2019-2020 гг. история с поправками в очередной раз повторилась. «Ничего общего это с децентрализацией не имеет. Я бы назвал это централизацией», – прокомментировал глава фракции «ОПЗЖ» В. Медведчук15 появившийся проект изменений. «Это завуалированное установление монархии Зеленского», – оценил его на тот момент глава партии «Голос» С. Вакарчук16, «Мне очень приятно, что наши советчики из Польши и Германии полностью против обозначенного проекта Зеленского… это шаги к диктатуре… предоставление «особого статуса» любому региону страны – это прямой путь к федерализации, а значит распаду страны», – заявил экс-президент, глава партии «ЕС» П. Порошенко17.
15. Медведчук В. Законопроект Зеленского о децентрализации не имеет ничего общего с Минскими соглашениями. YouTube. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

16. Вакарчук С. Закон о децентрализации – это шаг к установлению монархии Зеленского. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

17. Порошенко П. Закон о децентрализации – это прямая дорога к федерализации страны. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
16 В видоизмененном проекте Конституции Зеленского еще больший упор был сделан на институт префекта. В частности, в нем предполагалась «подотчетность и подконтрольность (префекта) Президенту и Кабинету Министров Украины», тогда как в действующей редакции Конституции равнозначные по уровню главы областных государственных администраций хоть и «ответственны перед Президентом и Кабинетом Министров Украины», но подотчетны и подконтрольны Кабмину, и местным областным советам. В проекте Зеленского подотчётность префектов районным или областным советам полностью была упразднена.
17 Важно отметить объем полномочий префекта, которыми тот должен был быть наделен. В проекте Зеленского предполагалось, что из разряда исполнительного органа власти он будет переведен в формат координатора и наблюдателя, который обеспечивает взаимодействие местных органов власти с центральными. С другой стороны статус этого института является крайне неопределённым, поскольку префект сможет издавать обязательные к исполнению указы в рамках своих полномочий. Конституционные полномочия, в свою очередь, должны быть урегулированы в неопределённом будущем отдельным законом.
18 В результате завершения конституционной реформы предполагалось (и предполагается сейчас), что архитектура власти в Украине будет заменена с вертикальной модели администрирования унитарным государством с 24 областями на модель горизонтального управления 1470-ю объединенными территориальными общинами (ОТО), сгруппированными в 129 самостоятельных районов, чья деятельность координируется Офисом префекта.
19 Как и предыдущая попытка, проект Конституции Зеленского был отозван. Формальная причина свертывания конституционной реформы в том, что законопроект требовал дополнительных консультаций и доработки18, фактическая – международное давление19, протесты националистов и проблема «особого статуса» Донбасса. фактически реализация реформы продолжается. По словам действующего премьер-министра Украины Д. Шмыгаля уже к концу 2020 г. в рамках принятых ВРУ законов, должны быть окончено сформированы объединенные территориальные общины. «Сейчас создано более тысячи объединенных территориальных громад (ред. – общин). Всего запланировано и утверждено создание 1470 громад. После избирательного процесса осенью (ред. – местные выборы) они будут созданы и будут работать, как это запланировано реформой. С сегодня мы должны перейти к формированию субрегионального уровня, то есть к формированию оптимизированных районов», – заявил премьер20.
18. Президент обсудил с народными депутатами вопрос реформы децентрализации. // Официальное интернет-представительство Президента Украины. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

19. Канада, Швеция и Германия раскритиковали законопроект о децентрализации. // Информационно-аналитический журнал «Корреспондент.net». 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

20. Заседание правительства Украины. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
20 Несмотря на это, реформа децентрализации продолжилась и без поправок Конституции. Сегодня действия власти ведут к созданию управленческой коллизии, поскольку быстрые темпы формирования первичных ОТО происходит параллельно с функционированием системы областных государственных администраций, которые так и не были упразднены. В том числе не был введен координирующий институт префекта и четко разграничены полномочия советов ОТО и областных советов, глава ОТО, глав районов и глав областей.
21 Кроме того, правовые коллизии уже существуют на более низком уровне управления. Так, действующая Конституция вместе с законом «О местном самоуправлении» имеют ряд противоречий со «свежим» законом «О добровольном объединении территориальных общин». В частности, речь идет о том, что согласно Конституции и закону «О местном самоуправлении» полномочиями местного управления обладают территориальные общины (ТО)21, которые избирают на прямом тайном голосовании местный совет и глава22. Согласно закону «О добровольном объединении…» полномочия советов и глав ТО завершаются тогда, когда вступают в силу полномочия глав и советов, выбранных в ОТО23. Такая трактовка статуса ОТО, во-первых, подменяет право ТО на прямое самоуправление своей территорией, во-вторых, фактически лишает смысла существование советов и глав ТО.
21. Закон Украины №280/97–ВР «О местном самоуправлении» от 21.05.1997. // Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

22. Закон Украины №157-VIII «О добровольном объединении территориальных общин» от 05.02.2015 / Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

23. Там же.
22 Важно отметить, что сегодня оставшиеся ТО или уже сгруппированные в ОТО субъекты, кроме «технических» полномочий, уже:
  1. утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их исполнение;
  2. утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение;
  3. устанавливают местные налоги и сборы;
  4. обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов (при том, что закона о местном референдуме в Украине нет);
Помимо этих полномочий, согласно недавним нововведениям в закон «О местном самоуправлении»24, в сферу компетенций местных советов входит:
  1. решение вопросов регулирования земельных отношений.
  2. принятие решений относительно отчуждения коммунального имущества; утверждение местных программ приватизации госимущества, а также пересчета объектов коммунальной собственности, которые не подлежат приватизации.
  3. Определение целесообразности, порядка и условий приватизации объектов коммунальной собственности;
  4. Предоставление налоговым органам Украины информации о пользователях и владельцах земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории общины.
24. Закон Украины №280/97–ВР «О местном самоуправлении» от 21.05.1997. // Верховная Рада Украины. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
23 С точки зрения запуска в Украине рынка земли25 и крупнейшей за всю историю республики программы приватизации госсобственности26, реформа децентрализации и перераспределения полномочий имеет определенный смысл. Хотя у автора нет уверенности в том, что децентрализация в текущих условиях хоть сколько-нибудь поспособствует гармонизации территориального управления, которая объективно необходима стране. Напротив, реформа вызывает глубокую обеспокоенность и тревогу по поводу «расползания» государства и создания «тепличных условий» для будущей «феодализации» Украины и ее возможного распада.
25. Президент подписал закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Официальное интернет-представительство Президента Украины, 28.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: >>>>

26. Фонд государственного имущества Украины опубликовал полный перечень объектов, которые подлежат приватизации // Фонд государственного имущества Украины [Электронный ресурс]. URL: >>>> >>>>
24 В период межпартийной гонки перед местными выборами (результаты которых во многом и определят дальнейшие перспективы реформы), в условиях серьезного экономического и социально-политического кризиса, при системном параличе судебной и правоохранительной систем, а также «диктатуры» улицы27, дальнейшее упорное продвижение реформы может привести к крайне негативным последствиям для украинской государственности. «Они настроены не против нас, а против Украины... Не могут мэры быть против Президента, против вертикали власти. Это – против государства. Это – чистый сепаратизм, который они прикрывают децентрализацией»28, – так оценил акты неподчинения мэра Черкасс А. Бондаренко Президент В. Зеленский (Напомним, что главы городов избираются прямым тайным голосованием своими ТО или ОТО). «Не путайте слова «децентрализация» и «автономия»»29, – резюмировал Зеленский. Несмотря на то, что критика главы государства относиться к конкретному случаю, связанному с эпидситуацией из-за COVID-19 в стране, это симптом очень глубоких и принципиальных разногласий, касающихся регионального управления в Украине и способности действующей центральной власти реально реализовывать свои полномочия на местах.
27. «Улица – это мы». Харьковские националисты объявили охоту на сторонников Шария // YouTube. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

28. Зеленский: Не могут мэры быть против президента, это чистый сепаратизм, который они прикрывают децентрализацией // Информационно-аналитическое издание «Гордон.com». 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>

29. Зеленский передал «пламенный привет» мэру Черкасс // Информационно-аналитический журнал «Корреспондент.net». 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
25 Подводя итог, отметим, что дальнейшие шаги по продвижению реформы приведут не только к дисбалансу, но и коллапсу в управлении, и, возможно, радикализации противостояния между центром и регионами. «Если ВРУ не проголосует изменения в административно-территориальном управлении, то страна окажется в управленческом хаосе», – оценил ситуацию глава правления Центра политико-правовых реформ Украины И. Колиушко30.
30. Синяк Д. Колиушко про негатив, который получит Украина, если не изменит свое административно-территориальное устройство // Сайт децентрализации в Украине. 2020. [Электронный ресурс]. URL: >>>>
26 Так или иначе, мы будем свидетелями этих событий, поскольку представители президентской партии «Слуга народа» уже анонсировали скорое появление третьего проекта изменений в Конституцию.

References

1. «Obespechit povsemestnost' mestnogo samoupravleniya». Kabmin Ukrainy opredelil admincentry territorial'nyh obshchin i ih territorii // Informacionno-analiticheskoe izdanie «Gordon.com». [Elektronnyj resurs]. URL: https://gordonua.com/news/politics/obespechit-povsemestnost-mestnogo-samoupravleniya-kabmin-ukrainy-opredelil-admincentry-territorialnyh-obshchin-i-ih-territorii-1504212.html

2. «Ulica – eto my». Har'kovskie nacionalisty ob"yavili ohotu na storonnikov SHariya // YouTube. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://twitter.com/SergUA63/status/1273534045679489029

3. Vakarchuk S. Zakon o decentralizacii – eto shag k ustanovleniyu monarhii Zelenskogo. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yIVehgQhOIk

4. Donorskie organizacii Centra politiko-pravovyh reform Ukrainy // Centr politiko-pravovyh reform Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://pravo.org.ua/ua/about/partners/donors/

5. Zakon Ukrainy №1508-VII «O sotrudnichestve territorial'nyh obshchin» ot 17.06.2014 / Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1508-18#Text

6. Zakon Ukrainy №157-VIII «O dobrovol'nom ob"edinenii territorial'nyh obshchin» ot 05.02.2015 / Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/157-19#Text

7. Zakon Ukrainy №280/97–VR «O mestnom samoupravlenii» ot 21.05.1997. // Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/280/97-vr#Text

8. Zakon Ukrainy №3038-VI «O regulirovanii gradostroitel'noj deyatel'nosti» ot 17.02.2011. Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/3038-17#Text

9. Zakon Ukrainy №888-VIII «O vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Ukrainy otnositel'no polnomochij mestnogo samoupravleniya i optimizacii predostavleniya administrativnyh uslug» ot 10.12.2015 / Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/888-19#Text

10. Zasedanie pravitel'stva Ukrainy. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9KUIzSEZO4Y&feature=emb_logo

11. Zelenskij peredal «plamennyj privet» meru CHerkass // Informacionno-analiticheskij zhurnal «Korrespondent.net». 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://korrespondent.net/ukraine/4223980-zelenskyi-peredal-plamennyi-pryvet-meru-cherkass

12. Zelenskij: Ne mogut mery byt' protiv prezidenta, eto chistyj separatizm, kotoryj oni prikryvayut decentralizaciej // Informacionno-analiticheskoe izdanie «Gordon.com». 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://gordonua.com/news/politics/zelenskiy-ne-mogut-mery-byt-protiv-prezidenta-eto-chistyy-separatizm-kotoryy-oni-prikryvayut-decentralizaciey-1503539.html

13. Kabmin odobril Koncepciyu decentralizacii vlasti v Ukraine // Informacionno-analiticheskij zhurnal «Korrespondent.net». [Elektronnyj resurs]. URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/3343158-kabmyn-odobryl-kontseptsyui-detsentralyzatsyy-vlasty-v-ukrayne

14. Kanada, SHveciya i Germaniya raskritikovali zakonoproekt o decentralizacii. // Informacionno-analiticheskij zhurnal «Korrespondent.net». 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://korrespondent.net/ukraine/4182371-kanada-shvetsyia-y-hermanyia-raskrytykovaly-zakonoproekt-o-detsentralyzatsyy

15. Konstituciya Ukrainy, prinyataya na V sessii Verhovnoj Rady Ukrainy 28.06.1996 g. // Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254k/96-vr#Text

16. Medvedchuk V. Zakonoproekt Zelenskogo o decentralizacii ne imeet nichego obshchego s Minskimi soglasheniyami. YouTube. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eS_Xr7JZLHs

17. Mezhdunarodnaya donorskaya pomoshch' reforme decentralizacii v Ukraine // Oficial'nyj sajt reformy decentralizacii v Ukraine. [Elektronnyj resurs]. URL: https://donors.decentralization.gov.ua/

18. Poroshenko P. Zakon o decentralizacii – eto pryamaya doroga k federalizacii strany. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Q449LILXRbU

19. Poyasnitel'naya zapiska k proektu postanovleniya VRU «Pro dal'nejshuyu rabotu nad zakonoproektom o vnesenii izmenenij v Konstituciyu Ukrainy (otnositel'no decentralizacii vlasti) ot 22.01.2016. / Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=57712

20. Prezident obsudil s narodnymi deputatami vopros reformy decentralizacii. // Oficial'noe internet-predstavitel'stvo Prezidenta Ukrainy. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.president.gov.ua/ru/news/prezident-obgovoriv-z-narodnimi-deputatami-pitannya-reformi-59297

21. Prezident podpisal zakon ob oborote zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya // Oficial'noe internet-predstavitel'stvo Prezidenta Ukrainy, 28.04.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.president.gov.ua/ru/news/prezident-pidpisav-zakon-shodo-obigu-zemel-silskogospodarsko-60901

22. Proekt zakona Ukrainy «Ob osnovah administrativno-territorial'nogo deleniya Ukrainy» ot 24.01.2020 g. Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=67986

23. Proekt zakona Ukrainy №1221 «O mestnom referendume» ot 02.09.2019. Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/JI00311A.html

24. Proekt Postanovleniya VRU №656-VIII «O predvaritel'nom utverzhdenii zakonoproekta o vnesenii izmenenij v Konstituciyu Ukrainy» ot 27.08.2015 / Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=56301

25. Rasporyazhenie Kabineta Ministrov Ukrainy ot 01.04.2014 №333-r «Ob utverzhdenii Koncepcii reformirovaniya mestnogo samoupravleniya i territorial'noj organizacii vlasti». [Elektronnyj resurs]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/333-2014-r#Text

26. Rezul'taty golosovaniya ot 31.08.2015 po Proektu Postanovleniya VRU №656-VIII «O predvaritel'nom utverzhdenii zakonoproekta o vnesenii izmenenij v Konstituciyu Ukrainy» ot 27.08.2015 / Verhovnaya Rada Ukrainy. [Elektronnyj resurs]. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/radan_gs09/ns_arh_golos?g_id=346208&n_skl=8

27. Sinyak D. Koliushko pro negativ, kotoryj poluchit Ukraina, esli ne izmenit svoe administrativno-territorial'noe ustrojstvo // Sajt decentralizacii v Ukraine. 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://decentralization.gov.ua/news/12550

28. Terakt pod Radoj: vse video vzryva granaty, broshennoj svobodovcem iz «Sechi» // Izdanie «UNIAN». 2015. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.unian.net/politics/1117487-terakt-pod-radoy-vse-video-vzryiva-granatyi-broshennoy-svobodovtsem-iz-sichi.html

29. Fond gosudarstvennogo imushchestva Ukrainy opublikoval polnyj perechen' ob"ektov, kotorye podlezhat privatizacii // Fond gosudarstvennogo imushchestva Ukrainy [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.spfu.gov.ua/ua/news/fond-derzhavnogo-majna-ukraini-vpershe-publikue-povnij-perelik-ob’ektiv-scho-pidlyagaut-privatizacii-6116.html?fbclid=IwAR2E9DVvGtkYWRLn9WnStLvEymofxHjkBOzYCOi-IXhH8rZMcf_zMpvqFRo http://www.spfu.gov.ua/userfiles/files/obektu (1).xls