Анархистское «государство»: теория и практика
Анархистское «государство»: теория и практика
Аннотация
Код статьи
S111111110000007-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Данилов Кирилл Валерьевич 
Аффилиация: магистр ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, ,
Выпуск
Аннотация
Русские анархисты мечтали об устранении государственной машины в своей стране долгое время. Так или иначе, но у них не получилось это осуществить. Но их идеи и по сей день не дают покоя многим анархистам по всему миру. Возможно ли в XXI веке существование территорий, которые были бы не подвластными каким-либо государственным образованиям? Ответом на этот вопрос является движение сапатистов, зародившееся в джунглях штата Чьяпас на юге Мексики.
Ключевые слова
государство, анархия, анархизм, Мексика
Классификатор
Получено
03.10.2017
Дата публикации
05.10.2017
Кол-во символов
26615
Всего подписок
3
Всего просмотров
1186
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

1 В современном мире роль государств, государственных машин сложно переоценить. Практически все вопросы, от экономических до общественных и социальных, решает государство. Лидеры этих государств встречаются на регулярной основе, решают проблемы свои, своих геополитических союзников, торгуют, обманывают, ведут двойные игры, лицемерят. Государство, за редким исключением, так или иначе, контролирует почти все сферы жизни людей. Идеология этатизма становится все более распространенной. Государственная машина диктует людям их права, обязанности, в последнее время даже их нужды.
2 Территорий, которые были бы не подчинены никакому государству практически не осталось. На фоне этой абсолютной "распространенности государственных машин" стоит вспомнить о идеях, которые представляли как раз противоположность государственным системам, а именно – идеи анархизма. Идеи ликвидации государства как системы принуждения человека. Идеи полного отказа от государственного и какого бы то ни было контроля людей. Идеи свободы личности, индивидуальной свободы человека.
3 В этой связи актуально рассмотреть позиции двух самых известных Российских анархистов: Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина, и сравнить их теории о анархистском государстве, с реально созданной на юге Мексики САНО1, а именно неподконтрольной уже более 23 лет Мексиканскому государству территорией.
1. Сапатистской армией национального освобождения
4 Свое начало Сапатистская армия национального освобождения (далее САНО) берет осенью 1983 года, в Мексике, в самом её южном штате - Чьяпас. Организация устанавливает контакты с индейскими общинами, проживающими на данных территориях, и которые попросили у сапатистов помощи в обеспечении их защитой от «Эскадронов смерти» (исп. los escuadrones de la muerte), организаций созданных государствами для похищений, уничтожений и всяческих запугиваний преступников, политических соперников и прочих деятелей, так или иначе мешающих официальной власти.
5 Лицом, а точнее маской, нового революционного движения стал - Subcomandante Insurgente Marcos, в дословном переводе с испанского означает - заместитель командующего повстанцами Маркос. Родился предположительно 19 июня 1957 года в Тампико, Мексика, хотя сам утверждал что родился задолго до этого:
6 "Г. Гарсия Маркес: Отвлекаясь немного, вы говорите, что в годы вашей молодости были вращающиеся стулья. Сколько вам лет? Субкоманданте Маркос: Мне 518 лет... (улыбается)."2 Неоднократно подчеркивал символичность своего образа: " Г. Гарсиа Маркес: Если весь мир знает, кто вы, зачем маска? Субкоманданте Маркос: Это такой штришок кокетства. Никто не знает, кто я, да никого это и не волнует. Здесь важно лишь кем является субкоманданте Маркос, а не кем он был."3
2. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г.

3. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г.
7 Генеральный штаб САНО находится в селении индейцев-тохолаболей в глубине Лакаденской сельвы недалеко от границы с Гватемалой, В глубине Лакаденской сельвы нашли убежище многие индейцы, пытающиеся уйти от произвола властей. Они создали общины, в которых видел поддержку революционного движения Маркос, который сам пришел в сельву в 1983 году. Споры о настоящей личности Маркоса идут и по сей день, по основной версии его зовут Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, он является представителем среднего класса, закончившим философский факультет Мексиканского национального автономного университета (УНАМ), получившим звание профессора философии, в итоге ставшим представителем леворадикального движения и неплохим писателем. До его участия в сапатистском движении, он преподавал теорию коммуникационных технологий в Столичном автономном университете. В Чьяпас Маркос прибыл вместе с группой студентов, которые были вдохновлены победой революции в Никарагуа, и не менее стремительно развивавшимися событиями с освободительными партизанскими войнами в Сальвадоре и Гватемале. Маркос опирался на пример Кубы, и на классическую марксистско-ленинскую теорию. Первые контакты с общинами никаких результатов не дали.
8 Бытность индейских общин не укладывалась в теории и идеи новоиспеченных революционеров. Но Маркос был настойчив в своих целях. Сапатистское движение начало складываться несмотря на тот факт, что самими местными, по началу, оно особо не было поддержано. Маркос, как и все сапатисты признали, что жизнь несколько сложнее, чем теория в учебнике. Научившись слушать людей, понимать их заботы, их переживания, подвергать осмыслению все эти вещи сделало Маркоса реальным лидером коренных народов.
9 Символом женского крыла сапатистов стала Команданта Рамона, мексиканская революционерка, этническая индианка, борец за права женского пола. По состоянию на 1992 год численность войск армии сапатистов достигает нескольких тысяч бойцов.
10 Основные события начались 1 января 1994 года в Чьяпасе, где вооруженное восстание сапатистов, которых насчитывалось более 4 тысяч человек, атаковали и впоследствии заняли 4 из 7 муниципальных центров штата. Уже на следующий день, по причине выдвижения в их сторону правительственных войск, сапатисты отходят в юго-восточную часть Чьяпаса. Против них были применены в том числе и силы авиации, что в комплексе с применением армии привело к массовым акциям протеста в Мехико и крупнейших городах страны. Граждане требовали прекратить военную операцию. К 12 января военные действия были остановлены. В то же время начинаются переговоры сапатистов с правительственными силами. На тот момент сапатисты уже контролируют 20% территорий штата Чьяпас. По данным «Los Angeles Times» от 11 августа 2003 года, потери сапатистов в этом противостоянии составили 145 человек. В феврале 1994 сапатисты освобождают генерала Домингеса, бывшего губернатора Чьяпаса, который был ими захвачен в январе того же года. Следующей осенью 1995 года, был арестован один из руководителей САНО Фернандо Яньес Муньос, к слову он был самым высокопоставленным захваченным представителем САНО, кого с начала конфликта смогли захватить правительственные силы Мексики.
11 Целью САНО было создание революционных настроений по всей Мексике, но этого сделать не получилось, и они, воспользовавшись резонансом событий 1994 года стали привлекать внимание всего мира к протесту против подписания соглашения НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле, North American Free Trade Agreement). Которое, по мнению сапатистов, в разы увеличивает разрыв между богатым и бедным населением страны. Так же они призывали Мексиканское правительство к освобождению от полного, по их мнению, контроля со стороны Институционно-революционной партии (ИРП), которая уже на протяжении 65 лет ведет свою, монопольную политику в стране, а так же недовольны проведением земельной реформы, явно игнорируемой вышеназванной партией.
12 На протяжении 1995 года между САНО и правительственными силами шли переговоры. Итогом этих длительных контактов стали так называемые "соглашения Сан-Андреаса", подписанные с одной стороны САНО, как представителями коренных народов штата, и правительством Мексики с другой, 16 февраля 1996 года. Они, в сущности, являлись подтверждением прав всех коренных индейских народов штата, их право на автономию. Однако президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон и ИРП проигнорировали эти соглашения.
13 Соглашения так же говорили о:
  • Сохранении природных ресурсов в пределах земель, занимаемых и используемых коренными народами
  • Большее участие коренных народов в принятии решений и контроле за государственными расходами
  • Участие коренных народов в непосредственной разработке планов собственного развития
  • Автономии коренных народов и право на самоопределение в рамказ государства
14 1 января 1996 года происходит создание Сапатистского фронта национального освобождения, общенациональной легальной организации, выступающей с теми же требованиями что и сапатисты, но только полностью безоружные.
15 В период с 1996 по 2005 годы сапатисты ведут консультативные переговоры с гражданским обществом в стране и, в том числе с их помощью проводят мирные акции с целью давления на правительство для выполнения ими соглашений "Сан-Андреаса". В 2002 году из тюрьмы были выпущены 3 представителя САНО, арестованные и осужденные на 8 лет еще в 1994 году.
16 В апреле 2001 года сапатисты во главе с субкоманданте Маркосом предприняли безоружный поход на столицу Мексики Мехико. Демонстраця была поддержана и одобрена такими знаменитыми личностями как: писатель Габриель Гарсия Маркес, режиссер Оливер Стоун, главный редактор французской ежемесячной газеты "Le Monde diplomatique" Игнасио Рамоне, и даже некоторыми депутатами от Европарламента.
17 Сапатисты всячески выступали против присутствия граждан Соединенных Штатов Америки, которые занимались на территории Чьяпаса своим бизнесом. В 2002 году была осуществленная акция по блокированию дорог, ведущих на ранчо "Esmeralda", которым владели граждане США и размещали там своих приехавших на отдых соотечественников. Владельцы были вынуждены переехать в город, оставив ранчо на нескольких поверенных. В феврале 2003 года ранчо было захвачено жителями одной из деревень, остававшиеся там поверенные не были тронуты местными. Полиция, прибывшая по вызову не стала вмешиваться в эти события.
18 В конце июня 2005 года сапатисты представляют Шестую Декларацию Лакандонских джунглей, в которой подробно разъясняют всей Мексике и миру в целом все свои мысли, видение и позиции в сущности. Декларация оглашает в очередной раз о поддержке коренных народов Мексики, но на сей раз в это понятие добавляется и "все эксплуатируемые и обездоленные Мексики".
19 Так же Декларация говорит о "Otra campaña" (Другая кампания), в рамках которой они предлагают альтернативу президентской избирательной кампании. Так же на свою территорию сапатисты пригласили свыше 600 национальных организаций, коренные народы, и различные неправительственные организации, для совместных встреч и обсуждений проблем относительно прав человека в стране в течении 2 недель. На этих встречах субкомандатне Маркос заявил о желании сапатистов видеть всех приглашенных в рядах официально присоединившихся к Шестой Декларации Лакандонских Джунглей. Так же рассказал о своей поездке по штатам Мексики зимой 2006 года. В том же 2006 году были организованны марши сапатистов во всех 31 штатах и федеральном округе Мексики в рамках той самой "Другой кампании". В то время Маркос взял псевдоним "Delgado cero", что в переводе примерно значит - худой ноль. Он путешествовал как и Эрнесто Че Гевара - используя мотоцикл. Ездил по штатам, участвовал во встречах с местными жителями и давал интервью различным изданиям.
20 В мае 2006 были проведены несколько демонстраций в связи с выселением поставщиков цветов из Тескоко, находившихся на нелегальном положении, ради строительства на этом месте одного из крупных ритейлеров Соединенных Штатов Америки. Эти демонстрации переросли в насильственные, на что полиция отреагировала жестко. Расположенная недалеко организация "Народный фронт защиты земли", которая как раз присоединилась к Шестой Декларации, позвала на помощь все организации, которые были неравнодушны к этим событиям и имели желание и возможности помочь им в данном случае. По стечению обстоятельств субкоманданте Маркос был в тот момент в Мехико, где принимал участие в мероприятиях связанных с "Другой кампанией", и смог в короткий срок прибыть в Тескоко. Дальнейшие события были связаны с массовыми задержаниями, насилием, и, к сожалению, смертью 2 молодых людей в результате действий полиции.4 9 мая субкоманданте Маркос принял участие в телепередаче на одном из мексиканских центральных телеканалов.
21 В 2007 году субкоманданте Маркос в непосредственном контакте со всеми коренными народами Северной и Южной Америки, заявляет от имени всей САНО о Межконтинентальной встрече коренных народов. Были приглашены коренные народы так же и из остального мира, которые не равнодушно относятся к их деятельности в целом. Встреча проходила в течении 3 дней с 11 по 14 октября в городе Гуаймас. Эту дату выбрали не случайно. Она была привязана к 515 летию с момента вторжения на древние земли коренных народов.5
22 В мае 2014 года субкоманданте Маркос объявил о собственной смерти6, принимая имя только что убитого боевиками сапатистского школьного учителя Галеано и сообщил о передаче верховного командования САНО субкоманданте Мойсесу.
23 Так же, Мойсес стал и главным официальным представителем САНО. Маркос объяснял это тем, что САНО достаточно крепка, чтобы нуждаться в таких лидерах как он:
24 "Те, кто со вздохами не перестанут смотреть наверх, могут продолжать поиски своих вождей и дальше, они и дальше могут думать, что на этот раз результаты выборов уже точно будут уважаться"7 Но иногда Маркос, ныне Галеано, на некоторых документах ставит свою подпись сразу после Мойсеса.
7. Субкоманданте Маркос: последние слова. Ла-Реалидад, планета Земля. Май 2014 г.
25 В начале 2016 года сапатисты выступили с большой инициативой – в течение года провести на их территориях три мировые встречи - коренных народов, представителей искусства и представителей науки. Все, кто хотел принять участие могли зарегистрироваться и получить приглашение. По причине того, что по их мнению нынешняя капиталистическая система в масштабах всего земного шара - обречена, а политические и религиозные конфликты только растаскивают людей в стороны, сапатисты говорят о том, что нужно помогать коренным народам как единственным, умеющим выживать и сохраняться при самых тяжелых и плохих обстоятельствах, они как хранители мудрости своих предков, как их потомки и наследники. Они – которые должны содействовать созданию наиболее справедливой и гуманной модели человеческого общества.
26 Субкоманданте Маркос относился к государству отрицательно, но очень важен тот факт, что говорил он скорее не о государственной системе в целом, а о ее воплощении в Мексике непосредственно. Но в то же время он призывал к противодействию власти схожей с Мексиканской и других людей по всему миру. Призывал вести борьбу против неолиберализма и капитализма. Он, и все сапатисты были недовольны той системой, которую выстроили власти в стране. Неоднократно говорилось о ущемлении прав коренных народов, о взяточничестве власть имущих, о тотальной экспансии транснациональных корпораций, и о нищете, в которой из-за всего этого находится народ Мексики. Хотел непосредственно разрушить эту систему, но не уничтожить ее, а модернизировать во благо всех народов страны. В отношении власти как возможности подавлять волю людей, навязывать свои взгляды и управлять народом - решительно не принимал это положение дел. " Репрессивная власть, которая сверху все решает за общество, и группа просветленных, которые хотят наставить страну на путь истинный, отстраняет первую группу от власти, берет власть в свои руки и тоже сверху начинает решать все за других."8
8. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г.
27 Власть, по его мнению, должна исходить только от народа, именно снизу вверх, и никак иначе, потому что именно народ несет на себе всю тяготу решений власти, так в таком случае справедливей будет чтобы тот же народ и решал сам свою судьбу. "Всегда спрашивать мнение народа. Когда перестанут спрашивать мнение народа, опять начнутся ошибки. Всегда обращаться к народу. Даже если народ ошибется, народ должен будет сам исправить свои ошибки. Но если мы собрались здесь как лидеры, и если мы ошибемся, народ должен будет платить за наши ошибки. Правильно ли это? Разве правильно, чтобы народ платил за наши ошибки? Поэтому надо спрашивать народ и делать то, что скажет народ. Если народ ошибется, сам же народ будет страдать и сам народ это исправит. Потому что ошиблись «он», «она», «они», а не «мы». Поэтому мы должны быть представителями, мы представляем наши народы. Моим голосом говорит голос наших товарищей. То. что я говорю, говорят наши товарищи. Поэтому не я сейчас с вами здесь говорю, это так говорят и думают наши товарищи."9
9. Интервью с субкоманданте Мойсесом, голосом САНО, петербургскому коллективу «Что делать?» и украинскому журналисту Олегу Ясинскому. Мексика, Чьяпас, 23 апреля 2016 года.
28 К насилию относился с умом. Он не отвергал его как Кропоткин, но и не был его сторонником. Скажем так, он понимал, что безнасильственными методами решить те задачи, которые стояли перед всей САНО - было нереально. И в связи с этим все представители этой армии были подготовлены к ведению боевых действий в условиях данных местностей.
29 " Насилие снизу против насилия сверху "10. Этот тезис в очень краткой форме описывает его отношение к насилию, а именно, он рассматривает насилие с точки зрения необходимой, но обязательно крайней меры воздействия на власть, как это было в далеком 1994 в штате Чьяпас. " Мы сформировались внутри армии, Сапатистской Армии Национального Освобождения. Это военная структура. Субкоманданте Маркос — военный командир армии. Но в любом случае, наша армия — это армия совершенно другая, потому что мы стремимся как раз к тому, чтобы перестать быть армией. Военный — это абсурдная личность, потому что он должен прибегать к оружию, для того чтобы убедить другого в том, что его истина — единственная, которой нужно следовать, и в этом смысле, если будущее нашего движения — военное, у него нет будущего." "...выстраиваем дистанцию между ними (колумбийское партизанское движение) и нами, точно так же, как и в случае других вооруженных группировок в Мексике, поскольку считаем неэтичным думать, что ради победы революции хороши все средства. Все, включая захват гражданских, например. Неэтично считать, что захват власти любой революционной группой позволит потом считать добродеяниями любые ее действия. Мы не думаем, что цель оправдывает средства".11
10. Субкоманданте Маркос: последние слова. Ла-Реалидад, планета Земля. Май 2014 г.

11. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г.
30 Человека, и личность оценивал крайне высоко. Народ в понимании сапатистов есть сама власть, только опираясь на народ можно выстроить систему, которая будет и должна работать в непосредственно их интересах. "....И самое главное – изменения идейного порядка: от революционного авангардизма к принципу править подчиняясь; от планов по захвату власти вверху к практике строительства власти снизу, от политики профессиональной к политике повседневной, от лидеров к народам...."12 Ведь де факто САНО и была организованна для защиты народа. Все выступления субкоманданте Маркоса, а ныне субкоманданте Мойсеса говорят о исключительной первостепенности борьбы именно за права, свободы и благополучие людей, своего народа. И в этом плане, позиции всех трех сравниваемых в этой работе людей полностью совпадают.
12. Субкоманданте Маркос: последние слова. Ла-Реалидад, планета Земля. Май 2014 г.
31 Революцию, с точки зрения противодействия власти и ее давлению на людей - поддерживал полностью. Считал, что САНО, де факто, и есть революционная армия13, которая должна освободить, не военным, но путем донесения до людей по всему миру тезисов сапатистов о необходимости этой борьбы. Но с другой стороны он говорил о том, что САНО не является революционной армией в полном смысле слова: " Если САНО продолжит свое существование как вооруженная военная сила, это станет ее поражением. Поражением, в смысле поражения ее идейных позиций, ее взгляда на мир. И кроме этого, и еще худшим, чем это стало бы, если бы САНО пришла к власти и начала править, как революционная армия. Для нас это было бы поражением." Иными словами он этими словами отводит САНО от такого клише как "революционная армия". И главное различие которое он хочет указать, это разница между революционерами сместившими предыдущую власть, и ставшую на ее место, то есть именно та ситуация, которая была в 1917 году в России, и которая так разочаровала Петра Алексеевича. Он говорит о САНО как о революционной армии, которая ведет борьбу с властью для того чтобы переделать ее для народа, а не для простого "дворцового переворота".
13. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г.
32 Общество в целом для сапатистов есть ни что иное как поддержка, ведь именно общество, гражданское общество, как их называл Маркос, именно оно потребовало остановить ту войну, начавшуюся в шатате Чьяпас в 1994 году. Именно общество давило на мексиканскую власть. Маркос говорил о них следующее: "Наконец, думаю, что Сокало14 11 марта нам показало, что мы были правы, отложив оружие в сторону, и что не оружие было тем, что вызвало такую поддержку со стороны общества, что наша ставка на мирную мобилизацию была правильной и что это дает результаты."15 И именно то самое гражданское общество было тем объектом всех выступлений Маркоса.
14. Выступление САНО 11 марта 2001 г. на площади Сокало в Мехико

15. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г.
33 Идеи русских анархистов были обусловлены временем, в котором они жили, тем отношением к людям со стороны властей, той несправедливостью, которая повсеместно имела место в отношении рядовых людей. Они хотели освободить людей от всего этого, и создать общество, в котором не будет такой заранее несправедливой социальной стратификации. Хотели создать общество свободных людей, которые будут руководствоваться исключительно интересами самих себя, а не порабощавших их денежных мешков и монополистов производства. Отличительными чертами их идей были:
34
  • Свобода индивидуальности (личности)
  • Уничтожение государства как властной структуры путем революции
  • Организация отношений между людьми по принципу общин с распределением задач по производству чего - либо
  • Учитывание интересов всех и каждого
  • Полное отсутствие социально - привилегированного положения кого бы то ни было.
35 В целом Бакунин и Кропоткин видели результат одинаково - революция и полная свобода общества при отсутствии государства, но вот средства достижения этих целей, тут они имели непримиримые разногласия.
36 1) Главным разногласием был вопрос о приемлемости насилия. Бакунин его принимал, но только ради идей и достижения революции. Кропоткин напротив, всячески его не принимал, считая что всякое насилие порождает насилие. Подтверждая этот тезис примером пенитенциарных систем. 2) Вторым разногласием был аспект, вытекающий из предыдущего тезиса, а именно то, что Бакунин видел в обычных людях, в какой - то степени орудие против государства, именно их они (анархисты, его соратники) старались поднять на восстание, именно они были той физической силой, которая и должна была осуществить революцию, в целом насильственным путем конечно. Кропоткин в этом вопросе был иного мнения. Он считал общество живым организмом, и делать в этой связи революцию нужно было только в "белоснежных перчатках, или не делать вовсе".16
16. Кропоткин П.А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р.К. Баландина М.: Айрис-пресс, 2002. с. 35
37 К сожалению одного и другого, революции и последующего устройства анархистским путем так и не произошло. В случае Бакунина отсутствие результата можно объяснить непреодолимой, на тот момент времени, верой в царя и в правильность его действий, в сумме с низким уровнем образованности населения и соответственно не понимающим до конца идей и целей анархистов. Во времена Кропоткина революция была, но она была не анархистская, а социалистическая. Возможно анархизм не был настолько популярен среди тех людей, которые имели силы и возможности для реализации именно анархистских идей. Кропоткин надеялся до последнего, что революционеры освободят народ от государства, и уничтожат систему неравенства в социуме. Но этого не произошло.
38 История, начавшаяся в 1994 году в джунглях Чьяпаса, заложила огромный фундамент в анти - капиталистические и всевозможных левых движений по всему миру. Пример борьбы сапатистов во главе с их символом - Маркосом, стал показательным для всех. Но, стоит определить, можно ли отнести государство созданное Маркосом и его товарищами к истинно анархистскому?
39 Итак, вернувшись чуть - чуть назад, к тем тезисам о анархистах и их идеях сравним их с сапатистскими реалиями.
40 1) Свобода личности. Безусловно сапатисты говорили об этом же. Начало их деятельности как раз было связано с отсутствием этой свободы, преимущественно у коренных народов Мексики. Политика государства ограничивала эту свободу.
41 2) Организация общин. Да, сапатисты, если можно так сказать, позаимствовали этот метод, возможно и не у анархизма, но тем не менее анархизму это соответствовало. Они живут и поныне общинами, где идет обмен всевозможными товарами, продуктами и прочими нужными вещами. Имеет место как раз то, о чем говорил Петр Алексеевич, а именно взаимопомощь. "С самого начала им говорят, что когда есть сорок коров, например, то двадцать передаются на выращивание одной деревне. При этом десять остается в этой деревне, и так взаимно друг друга поддерживают.  И так поддерживают друг друга и автономные муниципалитеты."17 Как раз автономные муниципалитеты и есть те, своего рода, властные органы на местах. " Для развития реальной демократии необходимо полное подчинение военной структуры САНО гражданским избирательным органам власти и центральным правительством в сапатистских муниципалитетах стали пять автономных Улиток (административных центров), где заседает высшая власть – Хунты Хорошего Правительства – коллегиальная и постоянно сменяемая администрация, основная работа которой состоит в контроле над выполнением решений множества народных ассамблей. В результате этих реформ, военные САНО оказываются полностью и окончательно подчиненными гражданским и лишены права вмешательства в вопросы строительства гражданской власти."18 Таким образом еще одно сходство внутреннего устройства с видением анархистов.
17. Интервью с субкоманданте Мойсесом, голосом САНО, петербургскому коллективу «Что делать?» и украинскому журналисту Олегу Ясинскому. Мексика, Чьяпас, 23 апреля 2016 года.

18. Интервью с субкоманданте Мойсесом, голосом САНО, петербургскому коллективу «Что делать?» и украинскому журналисту Олегу Ясинскому. Мексика, Чьяпас, 23 апреля 2016 года.
42 3) Учитывание интересов всех народов. Да. Ведь именно это, как уже и было сказано, толкнуло их на активные действия 23 года назад. "Новая система управления наших товарищей – это взаимное уважение, так как правительство или власти, как мы их обычно называем, должны предлагать все в соответствии с тем, что сами видят, но сами они не вправе всего решать. Есть большая асамблея, как вы видите сейчас, здесь находятся тысячи наших товарищей, там наши власти предлагают что-то. Есть вопросы, которые может решить правительственная асамблея, и есть вопросы, которые они не могут решить, но должны проконсультироваться с тысячами людей, с целыми селениями."19
19. Интервью с субкоманданте Мойсесом, голосом САНО, петербургскому коллективу «Что делать?» и украинскому журналисту Олегу Ясинскому. Мексика, Чьяпас, 23 апреля 2016 года.
43 4) Полное отсутствие привилегированного класса или общности. Абсолютно точно. Сапатисты в корень своих идей заложили концепт власти "снизу вверх" и как раз любое выделение кого бы то ни было из народа "более или менее достойных" Только равенство и уважение. 5) Уничтожение государства путем революции. Вот в этом пункте и кроется принципиальное различие и несовместимость сапатистов с концепциями анархистов. Субкоманданте Маркос говорил об уничтожении государства ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в смысле уничтожения государства взяточников, лоббистов, казнокрадов, и предателей национальных интересов Мексики. Он ставил целью именно реформирование государственной системы на основе вышеизложенных пунктов, но никак не его уничтожение.
44 Трудно предположить какими теориями и идеями руководствовались сапатисты во главе с Маркосом в те далекие годы в Чьяпасских джунглях, анархистскими ли, коммунистическими ли, или любыми другими. Но можно с уверенностью сказать, что идеи Бакунина и Кропоткина, во многом, были Маркосом реализованы, была сохранена основная мысль о важности человека и моральной составляющей человечества в этом далеко не справедливом мире. Библиография
  1. Бакунин М. А. Государственность и Анархия / М. А. Бакунин — «Public Domain»., 1873. - 52 c.
  2. Бакунин М.А. Анархия и Порядок. Избранное. Эксмо-Пресс; 2000. - 704 c.
  3. Кропоткин П.А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р.К. Баландина М.: Айрис-пресс, 2002. - 576 с.
  4. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991.— 496 с.
  5. Субкоманданте Маркос. Четвёртая мировая война. M.: Ультра. Культура, 2005. .— 94 c.

Библиография



Дополнительные источники и материалы

  1. Интервью Субкоманданте Маркоса Габриэлю Гарсия Маркесу для колумбийского журнала «Cambio» 25 марта 2001 г. / Четверая мировая война: субкоманданте Маркос. М., Ультра. Культура, 2005. 
  2. Субкоманданте Маркос: последние слова. Ла-Реалидад, планета Земля. Май 2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://scepsis.net/library/id_3579.html
  3. Интервью с субкоманданте Мойсесом, голосом САНО, петербургскому коллективу «Что делать?» и украинскому журналисту Олегу Ясинскому. Мексика, Чьяпас, 23 апреля 2016 года. [Электронный ресурс] URL:  http://liva.com.ua/zapatistas-today.html
  4. Выступление САНО 11 марта 2001 г. на площади Сокало в Мехико / Четверая мировая война: субкоманданте Маркос. М., Ультра. Культура, 2005. 
  5. Кропоткин П.А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р.К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2002. с. 35
  6. Интервью с субкоманданте Мойсесом, голосом САНО, петербургскому коллективу «Что делать?» и украинскому журналисту Олегу Ясинскому. Мексика, Чьяпас, 23 апреля 2016 года. [Электронный ресурс] URL:  http://liva.com.ua/zapatistas-today.html